наверх

«Шаг к возрождению робототехники» - интервью А.Г. Шумилина в журнале «Наука и инновации»

«Шаг к возрождению робототехники» - интервью А.Г. Шумилина в журнале «Наука и инновации»

Интервью         Просмотров: 972 Вернуться назад

Александр Шумилин, Председатель ГКНТ, доктор экономических наук, выпускник факультета роботов и робототехнических систем Белорусской государственной политехнической академии:

- Последние достижения науки и технологий всегда привлекательны, поэтому в свое время я и принял решение поступать на факультет роботов и робототехнических систем БПИ - ведь он был первым подобным, созданным в СССР. Не менее важной для меня была и практическая составляющая. По сравнению с космическими разработками и исследованиями, которыми мне предлагали заниматься – а у них, как правило, двойное назначение, в сфере робототехники виделись более широкие возможности для распределения, трудоустройства и направлений будущей работы.

Рождение нового факультета, тем более такого элитарного, это конечно в первую очередь аккумуляция компетентных, авторитетных преподавателей и мотивированных учеников. На тот момент у нас были собраны самые сильные студенты со всей Беларуси, многие поступившие – с золотыми медалями, закончили специализированные классы. Подготовка оценивалась как очень высокая. Оснащение лабораторий на тот момент тоже было одним из лучших в СССР, мы работали с самым современным оборудованием. Например, на лабораторных занятиях учились программировать промышленных роботов. Прошло 25 лет и, я думаю, и у сегодняшних студентов это бы вызывало серьезный интерес. Конечно, тогда роботы были немного примитивнее, чем те, которые сегодня задействованы, например на WorldSkills. Но по возможностям не уступали - чего только стоил робот «Сфера» с четырьмя степенью свобод. Самая первая точка Интернета в Беларуси также появилась именно на нашем факультете. Я тогда был на 3 курсе. В лабораториях стояли компьютеры – американские IBM 286, только появившиеся в Cоюзе, и студенты имели возможность выходить в Интернет. Я помню семинары, где рассказывалось, что такое Всемирная паутина, из чего состоит и как с ней нужно работать. Точка в политехническом имела статус международной.

Первые мои годы в БГПА пришлись на времена СССР, и ту тесную связь обучения и производства, которая тогда существовала, нам стоит брать за пример и сейчас. У нас были обязательные практики на заводах. Студенты уже со второго курса участвовали в реальных проектах, разработках, которые велись на производствах. Например, у меня одна из практик была на Брестском электромеханическом заводе, где стояли самые современные компьютеры, были внедрены первые на то время автоматизированные системы проектирования  AutoCAD. Также к нам в вуз приезжали специалисты с предприятий, инженеры-практики, и вели лабораторные занятия, в том числе по робототехнике. На каждой кафедре шли хоздоговорные проекты по определенным направлениям, лучшие студенты участвовали в этих разработках, которые затем внедрялись в практику. Все было нацелено на нее. В частности, темой моей дипломной работы была автоматизация электропривода мостового крана для завода силикатных изделий в Березе. Мой проект предусматривал перевод мостового крана полностью на систему электронного управления с возможностью рекуперации энергии, что в целом понижало расход электроэнергии, повышало эффективность и надежность системы. Это была конкретная разработка, которая готовилась к применению. К сожалению, когда я заканчивал вуз, СССР распался, система начала меняться, многое так и не было внедрено. Кстати, в той ситуации слома стоял вопрос и о закрытии факультета, ведь такой потребности в специалистах по робототехнике, которая была в Союзе, в небольшой Беларуси уже не наблюдалось. Студенческий актив встречался с ректором, чему предшествовала серьезная подготовка, и отстоял факультет. Его атмосферу, сформировавшийся костяк, наработанные компетенции нельзя было потерять.

Хотя учиться было очень тяжело, я закончил факультет с отличием. Диплом вуза на тот момент, как и сегодня, котировался очень высоко. С ним я мог устроиться инженером не только в Беларуси и ближайших странах, но и в западных, без процедуры нострификации этого документа. Это говорило о том, что подготовка специалистов в политехническом соответствует всем международным стандартам. Представьте: чтобы моделировать токи в цепях электропривода мостового крана я использовал уравнение Рунге–Кутты третьего порядка – достаточно сложный математический аппарат. Это опять же говорит об уровне инженеров, выпускаемых в те времена. Знаю по себе: того багажа знаний, который я получил по математике, физике, электрике, прогнозированию, хватило на многие годы вперед.

Так как после распада СССР робототехника стала уже не так актуальна, в аспирантуру мне предложили пойти по экономическому направлению. Я волновался: тогда уже начинался рынок, и те знания, которые давались в советские времена, не работали в меняющейся стране. Сомневался, хватит ли моей подготовки. И, как сейчас помню, один из профессоров на этот вопрос ответил так: если уж вы разобрались с уравнением Рунге–Кутты третьего порядка, то с экономикой справитесь точно. Забегая вперед, скажу, что когда я пришел читать первые лекции по окончании аспирантуры, они был посвящены макроэкономике и микроэномике. Таких предметов раньше в принципе не было, литературы не достать. И мне из Москвы привезли книги, я их отснял и сам готовил лекции – специалистов, которые могли бы что-то подсказать и рекомендовать, в Беларуси тогда практически не было. Помогло как раз умение находить информацию, обрабатывать ее, которое дала базовая подготовка по робототехнике.

Дальнейшая моя карьера также была связана с БНТУ и инновациями. Я закончил аспирантуру, защитил диссертацию – она была посвящена созданию первых технопарков в Беларуси. В частности, первый из них, совместный проект с немецкими партнерами, появился в Могилеве. Он развивается и функционирует до сих пор. Кстати, я был одним из получателей новых повышенных стипендий для аспирантов – тогда они назывались «стипендии кабинета министров». Потом я работал на кафедре экономики и управления на транспорте, заведовал только-только созданной, первой в стране кафедрой инновационного менеджмента, а дальше стал проректором Республиканского института инновационных технологий БНТУ.

В определенный период робототехника ушла на второй план, ведь для ее развития необходимы огромные расходы, которые стране было сложно потянуть, и факультет трансформировался под потребности экономики. Сначала упор был сделан на подготовку программистов, и он назывался факультетом информационных технологий, а потом к нему все же вернулась и робототехника. Как видно, на данном этапе мы возрождаем это направление, активно продвигаемое во всем мире. Оно масштабное, сложное, требующее много ресурсов. Неудивительно, что здесь мы не могли конкурировать с транснациональными корпорациями, которые вкладывали в него колоссальное средства. Но сегодня целый ряд белорусских компаний начали им заниматься. И в следующие пять лет мы планируем усилить эту сферу. У нас машиностроительная страна. Сейчас практически на любом заводе задействована промышленная робототехника. На это направление мы и будем делать акцент. Рынок как внутри страны – в машиностроительной, обрабатывающей промышленности, так и в мире – огромный. Автоматические линии нужны везде, а у нас по сохранились компетенции как по автоматизации технологических процессов, так и по разработке станков с ЧПУ и многому другому.

Я, например, заканчивал кафедру электропривода. Сегодня в Беларуси идет активное развитие электротранспорта – и мы, сохранив определенные знания и умения, будем восстанавливать и развивать эту кафедру уже в новом ключе. Планируется открыть даже новую специальность по электротранспорту. Еще одно подтверждение того, что БНТУ готовил и продолжает готовить кадры под потребность страны.

Связь с факультетом стараюсь не терять. Устраивали встречу и с сокурсниками. Все они состоялись в жизни, у многих свои бизнесы, компании. Та база знаний, которую мы получили, и та закалка, которую прошли после развала Союза, когда зарплата была 20 долларов, а нужно было кормить семью, стали основой, позволившей развиваться в других сферах. По сути, в ситуации, когда старая система уже не работает, нам надо было создавать новое. Отсутствие боязни этого нового – ведь робототехника всегда была на острие – и позволило выпускникам успешно влиться в изменившуюся реальность. Еще одно доказательство того, что если уж ты освоил математический аппарат программирования, то и в остальных системах разберешься легко.

«Наука и инновации»