наверх

Статья Председателя ГКНТ А.Г. Шумилина в журнале «Проблемы управления» №4 (49) 2013

Статья Председателя ГКНТ А.Г. Шумилина в журнале «Проблемы управления» №4 (49) 2013

Статьи         Просмотров: 2969 Вернуться назад


РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ И ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ

Для Республики Беларусь, не имеющей до­статочной сырьевой базы, рост эффективности эко­номики может быть достигнут за счет активного использования инноваций в сфере услуг и развития научно-технического потенциала. Формирование инновационных подходов к развитию экономики Беларуси произошло еще в начале 1990-х гг., когда был взят курс на построение экономики, основан­ной на новых знаниях и новых технологиях.

Как и в большинстве стран мира, в Республике Беларусь:

- государство способствует развитию науки и подготовке научных и инженерных кадров;

- формируются разнообразные программы, направленные на повышение конкурентоспособ­ности национальной экономики;

- государственные заказы на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое при­менение в экономике страны;

- фискальные и другие элементы государ­ственного регулирования формируют стимулирую­щее воздействие внешней среды.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкрет­ное финансирование последних посредством го­сударственных целевых, государственных научно­технических, региональных научно-технических и иных программ поддержки нововведений.

Используются также, хотя и в меньшей степе­ни, косвенные методы государственной поддержки нововведений. Они нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного общехо­зяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности.

Для обеспечения развития инновационной деятельности в 2007 г. Главой государства впер­вые была утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы.

Стратегической целью этой программы стало построение инновационной, конкурентоспособной, наукоемкой, устойчивой и социально ориентиро­ванной экономики.

Значительная часть мероприятий стартовой Госпрограммы была направлена на формирование Национальной инновационной системы (НИС), разработку и внедрение необходимой норматив­ной базы, обновление технологической базы эко­номики, стимулирование высокотехнологичного экспорта и замещение импорта.

В 2011 г. Правительством принята ныне действующая Государственная программа ин­новационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, в которой с целью дальнейшего экономического роста страны основной упор сде­лан уже на создании высокотехнологичных и эф­фективных производств.

Важнейшими задачами действующей Государ­ственной программы являются:

- стимулирование развития высокотехно­логичных производств (фармацевтическая про­мышленность, индустрия био- и нанотехнологий, высокие технологии в промышленности, новые материалы, информационно-коммуникационные технологии);

- дальнейшее развитие инновационной инфра­структуры;

- инновационное развитие традиционных ви­дов экономической деятельности.

В результате выполнения мероприятий двух госпрограмм за последние годы проведена значи­тельная работа по развитию основных элементов Национальной инновационной системы и ее инсти­тутов, созданы благоприятные стартовые условия и разработаны меры по стимулированию иннова­ционной деятельности.

Прежде всего сформировано законодатель­ство для осуществления инновационной деятель­ности – приняты нормативные правовые акты, регулирующие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, а также вопросыинтеллектуальной собственности.

Важнейшей принятой нормой является Закон Республики Беларусь «О государственной инно­вационной политике и инновационной деятельно­сти в Республике Беларусь», которым закреплены такие понятия, как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная инфраструктура», «субъект инновационной деятельности», «иннова­ционные товары», «инновационно-технологический мониторинг» и др.

Законодательством в целом предусмотрены различные формы поддержки инновационной дея­тельности в виде налоговых и иных стимулирую­щих инструментов: освобождение от НДС, налогана прибыль, таможенных пошлин, имуществен­ных налогов; применение пониженных налоговых ставок, прямое выделение средств из республи­канского бюджета на финансирование развития материально-технической базы субъектов иннова­ционной инфраструктуры, возмещение из средствреспубликанского бюджета части процентов за пользование банковскими кредитами и др.

Государством обеспечивается функциониро­вание новых финансовых механизмов поддержки субъектов инновационной инфраструктуры, инно­вационного предпринимательства.

В республике зарегистрировано: 1 ПВТ, 7 технопарков и 4 центра трансфера технологий, 40 научно-практических центров и 76 инноваци­онных центров.

В обеспечение развития инноваций в республи­ке создан эффективный порядок увязки (по ресур­сам, исполнителям и срокам выполнения заданий) и координации проведения научных исследований и разработок в рамках ГНТП, РНТП, отраслевых программ для эффективного решения системных проблем в создании и освоении производства новой продукции и новых технологий в отраслях реаль­ного сектора экономики.

Задания ГНТП предусматривают выполнение научных исследований, опытно-конструкторских работ, выпуск пробной партии продукции, в ряде случаев – выпуск серии продукции.

Тем самым в стране созданы предпосылки вы­полнения инвестиционных проектов для организа­ции массового производства продукции по итогам реализации заданий ГНТП. Естественно, что это возможно при наличии инвесторов и условии, что созданная продукция обладает ценностью для потре­бителя и коммерческой жизнеспособностью.

В настоящее время Республика Беларусь предлагает инвесторам благоприятные правовые условия для ведения бизнеса. В частности Инве­стиционным кодексом Республики Беларусь пред­усматриваются:

- предоставление гарантий Правительства Республики под привлекаемые кредиты банков Республики Беларусь;

- финансирование проектов из средств республиканского бюджета в размере не менее 10 % от общего объема государственных капи­тальных вложений;

- оказание государственной поддержки при внедрении новых и высоких технологий в произ­водства;

- иные налоговые льготы.

В результате принятых в последние годы мер обеспечена положительная динамика инно­вационного развития страны. Так, доля инноваци­онно активных организаций в промышленности возросла с 22,7 % в 2011 г. до 24,8 % в 2012 г. Экспорт наукоемкой и высокотехнологичной про­дукции в 2012 г. увеличился в три раза к 2011 г. и составил более 10 млрд долл. США. На уровне 2011 г. сохранились показатели по удельному весу отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (17,4 %) и по вну­тренним затратам на научные исследования и раз­работки (0,7 % к ВВП).

В 2011–2013 гг. в рамках реализации Государ­ственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы введены в эксплуатацию производства по 79 важнейшим проектам. Общие инвестиционные затраты соста­вили более 50 трлн руб. Объем произведенной ин­новационной продукции по завершенным проектам составил более 72 трлн руб. Создано (модернизи­ровано) более 8 тыс. рабочих мест.

На основании разработок, созданных по задани­ям государственных научно-технических программ, организовано восемь новых производств, модерни­зировано 44 действующих производства, на которых с применением новых технологий обеспечен выпуск продукции на сумму более 6,2 трлн руб.

С использованием результатов выполнения НИОКР и зарубежных технологий в рамках Госу­дарственной программы инновационного развития реализуются крупные структурообразующие ин­новационные проекты в области информационно­коммуникационных технологий и космоса, фар­мацевтической промышленности, медицины, нефтехимической и химической промышленности, в области энергетики и энергосбережения, в маши­ностроении и металлургии, в сфере строительства и производства строительных материалов.

Республика стимулирует не только развитие высокотехнологичных производств, но и иннова­ционное развитие традиционных видов экономи­ческой деятельности, в том числе с привлечением иностранных инвестиций. В частности:

в нефтехимической промышленности:

- расширение выпуска комплексных (NPk) удобрений, полиамида-6 для производства инже­нерных пластиков;

- новые виды химической продукции, игло­пробивных нетканых материалов, в том числе гео­текстильного назначения для дорожного строи­тельства;

- новые виды пленок для упаковки, комбини­рованных и композиционных пленочных материа­лов, химических волокон и нитей с новыми свой­ствами для технического применения;

- производство полистирола, искусственного каучука;

- наращивание выпуска продукции малотон­нажной химии;

в пищевой промышленности – производство соков и производство сахара;

в фармацевтической промышленности:

- производство фармацевтических субстан­ций и готовых лекарственных форм, современных молекулярно-биологических средств медицинской диагностики, медицинской техники и изделий ме­дицинского назначения;

- производство средств для лечения сердечно­сосудистых заболеваний и заболеваний нервной си­стемы, антиинфекционных лекарственных средств, нового поколения противоопухолевых лекарствен­ных средств, биопрепаратов из плазмы крови, а так­же средств диагностики наследственных и мульти­- факториальных заболеваний;

- производство бакконцентратов для молоч­ной промышленности;

- производство корм овых аминокислот (триптофана и треонина) для нужд сельского хо­зяйства;

в сфере энергетики и энергосбережения:

- строительство новых парогазовых блоков;

- повышение эффективности работы энерге­тического оборудования за счет установки паровых и газовых турбин в действующих котельных и пре­образования их в мини-ТЭЦ;

- освоение производства паровых котлов на местных видах топлива;

- производство твердых видов топлива на основе возобновляемых источников энергии (тор­фа, древесины, биомассы);

- производство добавок и топлива в промыш­ленных и сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь;

- производство биотоплива (топливного био­этанола и биобутанола);

- выработка биогаза на биогазовых установках.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что не все сферы экономической деятельности развиваются одинаково хорошо. Так, в 2012 г. отмечалось невы­полнение такого важного прогнозного показателя, как «удельный вес отгруженной инновационной продукции», по следующим видам экономической деятельности:

- текстильное и швейное производство;

- производство резиновых и пластмассовых изделий;

- химическое производство;

- обработка древесины и производство изде­лий из дерева;

- производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;

- металлургическое производство и производ­ство готовых металлических изделий;

- производство транспортных средств и обо­рудования.

К основным факторам, сдерживающим раз­витие инновационного процесса в стране, можно отнести:

- недостаток у организаций собственных средств на инновации;

- низкий инновационный потенциал органи­заций;

- высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости инноваций;

- недостаток квалифицированных кадров для ведения инновационной деятельности;

- недостаток инвестиционного и венчурного капитала;

- слабо развитое взаимодействие между нау­кой и бизнесом;

- ограниченное число отечественных разрабо­ток, на основе которых можно создавать принци­пиально новые экспортные производства с высокой долей добавленной стоимости;

- не до конца решенную проблему по форми­рованию и использованию средств инновационных фондов.

В ближайшие годы предстоит решать задачи совершенствования инновационной инфраструк­туры.

Предусматривается:

- создание ряда крупных технопарков, в том числе во всех областных центрах и г. Минске, круп­ных промышленных центрах;

- создание холдингов с участием научных ор­ганизаций, инжиниринговых компаний, проектных и конструкторских организаций;

- создание новых научно-практических центров, научно-производственных объединений, проектных организаций.

 Наряду с формированием новых институцио­нальных объектов инновационной сферы планиру­ется активизировать инновационную деятельность на действующих предприятиях.

работ;

Среди ключевых направлений совершен­ствования и систематизации законодательства, связанного с инновационным развитием, можно выделить:

- создание условий наибольшего благо­приятствования для инновационной деятель­ности и коммерциализации результатов научно­-исследовательских и опытно-конструкторских работ программы инновационного развития Республики

- создание системы стимулов и условий для практического внедрения перспективных научно­технических разработок в производство и их про­движения на рынок;

- совершенствование порядка и условий про­ведения научно-технической (научной) эксперти­зы проектов заданий программ различного уровня и направленности и инновационных проектов;

- совершенствование государственного регу­лирования механизмов стимулирования создания и использования объектов права промышленной собственности;

- совершенствование механизмов защиты интеллектуальной собственности и передачи прав на использование результатов научной, научно­технической и инновационной деятельности орга­низациям и физическим лицам;

- обеспечение комплексного правового регу­лирования общественных отношений, связанных с предоставлением правовой охраны сведениям, составляющим коммерческую тайну, а также за­щитой прав ее владельцев;

- формирование условий для оказания стар­товой поддержки по развитию инновационного предпринимательства, а также создание системы льготного кредитования малых и средних пред­приятий;

- совершенствование механизмов венчурно­го финансирования и привлечения средств част­ного капитала для финансирования венчурных проектов;

- формирование нормативной правовой базы для привлечения иностранных инжиниринговых компаний в Республику Беларусь. До конца пятилетия в рамках Государственной программы будет реализован ряд ключевых для развития экономики проектов:

введен в эксплуатацию завод по производ­ству сульфатной беленой целлюлозы (ОАО «Свет­логорский целлюлозно-картонный комбинат»);

построен совмещенный агрегат аммиака и метанола в ОАО «Гродно Азот»;

осуществлено перевооружение производ­ства грузовых цельнометаллокордных шин в ОАО «Белшина»;

завершено строительство установки замед­ленного коксования в ОАО «Нафтан»;

организовано производство сортового про­ката со строительством мелкосортно-проволочного стана на Белорусском металлургическом заводе;

организовано производство твердых лекар­ственных форм в ОАО «Борисовский завод мед­препаратов»;

создано производство оборудования техно­логического уровня до 65 нм для промышленного применения в микроэлектронном производстве но­вого поколения (ГНПО «Планар»).

Особое значение в следующие два года при­дается разработке и принятию Государственной Беларусь на 2016–2020 годы. Этот документ должен обеспечить не только преемственность действую­щей программы, но и внести совершенно новые элементы как в процесс ее формирования, так и в процесс ее реализации. С этой целью в 2014 г. предусматривается разработка Концепции новой программы, в которой должны быть отражены стратегические задачи инновационного развития Республики Беларусь, в частности:

- опережающее развитие производств на стыке традиционных и наукоемких секторов про­мышленности в тесной кооперации с научными организациями;

- широкомасштабное внедрение отечествен­ных наукоемких технологий, освоение производ­ства с элементами из наноматериалов;

- промышленное освоение атомной энерге­тики, возобновляемых и нетрадиционных источ­ников энергии, биоиндустрии, авиакосмической отрасли.

В ближайшие годы в сфере совершенствова­ния белорусской науки и системы ее управления предстоит осуществить:

- поэтапную модернизацию организационной структуры науки и ее управления;

- масштабную интеграцию НАН Беларуси в экономику страны путем совершенствования ее организационной структуры с последующей транс­формацией в мощную научно-производственную корпорацию, выполняющую весь спектр работ: от фундаментальных и прикладных исследований до опытного и серийного производства наукоемкой продукции по собственным разработкам путем создания новых научно-производственных струк­тур – холдингов (кластеров) по ряду научных на­правлений и межведомственных структур – научно­технологических центров и технопарков.

 В системе ГКНТ планируется создать Депар­тамент инновационного развития и экспертиз, ко­торый будет отвечать за вопросы инновационной деятельности и коммерциализации результатов научных разработок.

Задачи департамента:

- координация деятельности объединенных государственных экспертных советов;

- обеспечение взаимодействия организаций научной сферы и реального сектора экономики в части их внедрения (использования) и коммер­циализации разработок;

- контроль за ходом выполнения инновацион­ных и венчурных проектов, а также освоение в про­изводстве результатов завершенных НИОК (Т) Р, выполнявшихся за счет бюджетных средств.

Для решения задач инновационного развития отраслей предстоит разработать и внедрить новые механизмы по обеспечению конструктивного взаи­модействия всех секторов науки – академическо­го, отраслевого, вузовского, регионального. Опти­мальной является ситуация, при которой каждая отрасль (регион) разрабатывает свою программу (стратегию, концепцию) развития на среднесроч­ную и долгосрочную перспективу. В каждой про­грамме должен быть раздел по стратегическим задачам научно-технического и инновационного развития. В данный раздел необходимо включать задачи, требуемые для отраслевого (региональ­ного) развития, с предварительной проработкой научно-технической составляющей, которые сле­дует решать ученым совместно со специалистами­практиками. Таким образом обеспечивается прин­цип планирования НИОК (Т) Р и проектов заданий соответствующих научно-технических программ от госзаказчика – министерства (облисполкома) с учетом потенциальной потребности в разраба­тываемой продукции.

В связи с ограниченными ресурсами государства научный и научно-технический потенциал Республи­ки Беларусь должен быть сфокусирован на разви­тии узкого спектра направлений научной и научно­технической деятельности, связанной в основном с V и VI технологическими укладами. Полагаем, что в первую очередь этим направлениям должна быть оказана государственная поддержка в приоритетном порядке, поскольку указанные направления являются прорывными для национальной экономики.

В целях повышения эффективности ком­мерциализации и внедрения в производство научно-технических разработок академического и вузовского секторов науки планируется создать в системе НАН Беларуси и Министерства образо­вания ряд инжиниринговых центров. Приоритет­ным направлением их деятельности должно стать научно-методическое сопровождение созданных научно-технических разработок в области мате­риаловедения, нанотехнологий и наноматериалов, биотехнологий, робототехники.

Планируется создание единой государствен­ной системы экспертизы научно-технических проектов, фактически так называемое «одно окно», для повышения эффективности отбора научно­исследовательских и инновационных проектов.

В Программе предложено объединение близ­ких по профилю экспертных советов, действую­щих при НАН Беларуси (МЭС), и соответствую­щих государственных экспертных советов – при ГКНТ (10 ГЭС).

Это позволит сконцентрировать усилия и опыт как экспертов в области фундаментальных, так и прикладных наук. При этом предусматривает­ся привлечение не только ведущих экспертов из Республики Беларусь, но также из Российской Федерации и др.

Важным нововведением станет усиление эко­номической составляющей экспертизы с обязатель­ным включением в состав советов экспертов эко­номического профиля для более глубокой оценки экономической эффективности проекта и его ком­мерческой целесообразности еще на этапе начала его рассмотрения.

При этом существенно повышаются требо­вания к подбору и ранжированию самих экспер­тов, усилению их ответственности за принятые решения.

Планируется закрепление в нормативно­правовой базе механизма финансирования «риско­ванных» прорывных разработок.

В настоящее время приоритет финансирования отдается разработкам, реализация которых связана с минимальными рисками. Такой подход оправдан, но приводит к тому, что часть потенциально высо­коперспективных проектов исполнители не риску­ют проводить из-за определенной вероятности не достижения запланированного результата. Одна­ко именно при реализации таких «рискованных» прорывных разработок можно ожидать получения значительного эффекта.

В этой связи в Программе предусмотрено закрепление в нормативно-правовой базе меха­низма финансирования прорывных разработок, с учетом направления до 20 % от общих средств на такие проекты. При этом разработка будет определяться как прорывная еще на этапе про­ведения экспертизы.

Планируется организация работы «Ярмарки инновационных разработок».

Для улучшения процесса коммерциализации научных разработок Программой предусмотре­но функционирование «Ярмарки инновационных разработок» на базе Белорусского института си­стемного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы.

С помощью «Ярмарки инновационных раз­работок» будут реализовываться наиболее ценные разработки и создаваться дополнительные условия для налаживания взаимовыгодного сотрудничества разработчиков проектов, потенциальных потреби­телей данных разработок и инвесторов, в том числе поставки разработок на экспорт и обсуждение воз­можности приобретения самых передовых техно­логий из-за рубежа.

Благоприятные правовые и организационные предпосылки для более активной коммерциализации результатов научной и научно-технической деятель­ности появились после вступления в силу Указа Пре­зидента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. №59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» и начала формиро­вания государственного реестра прав на такие ре­зультаты, ведением которого занимается ГКНТ.

Вместе с тем данный Указ работает не в пол­ной мере, так как распространяет свое действие лишь на разработки, созданные после августа этого года. Для устранения данного перекоса в настоящее время ГКНТ готовит предложения по распростра­нению норм Указа и на научно-технические раз­работки, созданные в предыдущие годы.

Дальнейшее развитие сферы интеллектуальной собственности будет направлено на комплексную интеграцию национальной системы интеллекту­альной собственности в социально-экономическую политику государства.

Здесь мы планируем усилить работу по:

- приведению патентного законодательства в соответствие с мировыми стандартами (особен­но это актуально в связи с созданием Евразийского экономического пространства и вхождением Рос­сийской Федерации в ВТО);

- совершенствованию государственного мо­ниторинга и механизмов защиты прав в сфере ин­теллектуальной собственности;

- развитию системы коммерциализации объек­тов интеллектуальной собственности.

 Стоит задача расширения полномочий Бело­русского инновационного фонда в международ­ных структурах инновационного и венчурного финансирования, в том числе за счет возложения и закрепления за ним функции софинансирова­ния белорусской части международных научно­технических проектов в установленном порядке, с целью активизации международного научно­технического и инновационного сотрудничества со странами ЕврАзЭС, ЕС и др., привлечения ино­странных инвестиций в научную сферу Республи­ки Беларусь.

Для обеспечения потребностей науки и высо­котехнологичных секторов экономики предстоит сконцентрировать усилия на подготовке высококва­лифицированных специалистов в первую очередь в области техники и новых технологий, естествен­нонаучных дисциплин, медицины, агропромыш­ленного комплекса, архитектуры и строительства.

В этой связи предусматривается привлечение в научно-техническую сферу талантливой молоде­жи, омоложение и повышение качества подготовки работников высшей квалификации.

Для этого будут созданы условия для вне­дрения в реальном секторе экономики разработок молодых ученых, а также механизмов получения дивидендов от данных разработок. Предполагается также нацеливание тем диссертационных исследо­ваний на решение прикладных задач организаций и предприятий и разработка научно обоснованной системы показателей потребности предприятий и организаций в научных работниках высшей ква­лификации.

Дальнейшее развитие сотрудничества ака­демических организаций, учреждений системы образования и предприятий реального сектора экономики, в том числе для выявления молодых специалистов, которые успешно зарекомендовали себя в трудовой деятельности, и стимулирования их к поступлению в аспирантуру.

В системе послевузовского образования основ­ное внимание следует уделить подготовке аспи­рантов, докторантов и соискателей по приоритет­ным направлениям научной и научно-технической деятельности и довести численность их приема ежегодно до уровня 1000–1100 человек. При этом доля принимаемых в аспирантуру по высокотех­нологичным направлениям V, VI технологических укладов должна составлять не менее 35–40 % от общего числа приема.

Необходимобыстрееначатьподготовку научных работников высшей квалификации по новым специ­альностям в области нанотехнологий, биотехноло­гий, космических технологий, медицинской химии, атомной промышленности, а также существенным образом улучшить работу по подготовке высококва­лифицированных специалистов для производствен­ных предприятий и других организаций реального сектора экономики.

В заключение отметим, что успешное решение перечисленных выше масштабных задач по разви­тию инновационного потенциала страны позволит осуществить структурную перестройку и повысить конкурентоспособность экономики Республики Бе­ларусь.



ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ № 4 (49) 2013